Рождественский пост: в жизни всегда есть место подвигу

09.12.2013
Рождественский пост: в жизни всегда есть место подвигу

До одного из главных испытаний Рождественского поста - светского празднования Нового года - осталось всего-то несколько недель. Навязчивый слоган «Праздник к нам приходит!» звучит, кажется, уже не только с телеканалов, но даже из утюгов. Как в атмосфере нарастающего веселья постящимся (а особенно тем, кто решился на это впервые) не споткнуться на полпути?  

Об этом я поинтересовалась у секретаря Якутского епархиального управления, иеромонаха Никандра (Горбатюка).

 

- Отец Никандр, этот вопрос возникает каждый год, но менее актуальным  не становится. Можно ли постящимся совместить и праздник, и покой в душе?

- Знаете, я слышал совершенно разные ответы на этот вопрос. Но с детства запомнил слова одного старца. Он говорил так: если в вашей семье принято отмечать этот семейный праздник, и если ваш отказ может принести раздор в семью, значит, надо сесть за стол вместе со всеми. Тем домочадцам, кто еще не готов к посту, приготовьте обычную пищу. Поверьте, их время еще придет! Ну, а для себя составьте меню из постных блюд: сейчас в магазинах огромный выбор продуктов для этого.

- То есть если вас спросят, что лучше – заткнуть уши, чтобы не слышать новогодних фейерверков или порадоваться с детьми, которые возможно долго этого праздника ждали…

- Отвечу так же, как тот старец: я выбираю мир в семье! Я за то, чтобы мои прихожане сумели этот мир сохранить. Ну, а на следующий день после праздника вновь продолжите свой подвиг. Если есть возможность посидеть в новогоднюю ночь за постным столом и в меру поздравить друг друга, то почему бы и нет?

Часто задают и другой вопрос: а что делать, если на работе предстоит корпоратив? Не быть «белой вороной». Если сослуживцы  удивятся вашему отсутствию, то, вероятно, лучше прийти, но к скоромным блюдам постараться не притрагиваться. Благо, выбор сегодня есть. Не надо устраивать показуху: мол, вы празднуйте, а я, такой благочестивый, останусь дома. Все хорошо в меру! И в пост можно оставаться жизнерадостным, компанейским человеком, сохраняя при этом и постное настроение, и мир в душе.

- Почему Рождественский пост называют еще Филипповым, и к чему он нас готовит?

- Потому что он начинается 28 ноября, в день памяти апостола Филиппа. Причем, его календарный отрезок из года в год приходится на одну и ту же пору: от дня памяти апостола Филиппа до светлого праздника Рождества Христова. Есть только два поста, чьи даты начала и окончания неизменны: Рождественский и Успенский.

Есть посты более древние и те, что были установлены чуть позже. Великий и Рождественский - одни из самых старых. Конечно, более строгий - Великий пост, он готовит нас к самому главному событию церковного года - Светлому Христову Воскресению. Рождественский же  подводит верующих к не менее великому празднику – Христову Рождеству.

 Войдя в него, мы начинаем свой путь в подвиге, усиленной молитве, углубленном чтении Священного писания. В тех добродетелях, стремиться к которым каждый православный христианин должен не только во время поста, но всю свою жизнь. Свидетельствовать о Христе. Не лгать. Любить ближних…

Для чего нужен пост? Чтобы нас отрезвить. Ведь жизнь полна соблазнов и испытаний. И далеко не каждый человек, в том числе и православный, может справиться с ними, не оступившись. Посты же – Великий, Рождественский, Успенский и т.д. – дают возможность человеку  встрепенуться. Нам как бы говорят: вспомните свое великое предназначение на земле!

В этот период мы начинаем внимательнее относится к себе и своим поступкам. К тем, кто нас окружает. К событиям, что происходят с нами и вокруг нас. Пост как бы возвращает нас на  круги своя - к той духовной жизни, к которой мы призваны…

- Однажды прочла: «Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи». Интересно, почему все-таки именно ее выбрали главным орудием в этой борьбе? Ведь еда – это так невинно и так приятно...

- Вот потому и выбрали, что приятно. Ведь после обильной трапезы нам порой совсем не хочется делать то, что должно и что за нас  никто не сделает. Еда способна разжигать в нас всевозможные страсти и желания. «Чтобы не впасть в грех чревоугодия, после вкушения пищи ты должен чувствовать легкое чувство голода», - советовали святые отцы.

Впрочем, Рождественский пост в этом плане все же не столь суров, как, к примеру, Великий, за весь период которого рыбу можно есть всего дважды: на Благовещение и в праздник Входа Господня в Иерусалим. В Рождественский пост рыба позволяется в субботу, воскресенье и в  престольные праздники. Отказываемся мы от продуктов животного происхождения: молочного, мяса, яиц...

Однако пост – это не только проблемы гастрономического выбора. Вопросы, чем в эти дни набить холодильник и что поставить на стол, - поверьте, не первостепенны!  В первую очередь, пост - это исповедь, причащение. Нам всем важно понять, что период поста - время для изменения  самого себя, своего я. А для того, чтобы разобраться в себе, нужно хорошенько покопаться в собственной душе.

Вот почему для этого нам дается не два-три-четыре дня, а несколько недель. В случае Рождественского поста - 40 дней. Ведь сам Христос, прежде чем обратиться с проповедью к людям, 40 дней готовился к ней в пустыне. Этот период нужен для того, чтобы мы смогли ответить самому себе на многие вопросы. А ответы можно найти, лишь участвуя в таинствах Церкви. Например, в эти дни во многих храмах совершается елеосвящение, постом мы стараемся собороваться.

Таинства Церкви – вот основа любого поста! Вот почему в пост православным чаще, чем обычно, стоит исповедоваться и причащаться, соединяясь с Христом. Вот, что должно занимать наши головы, а не гастрономия, не продукты, не то, сколько, когда и чего мы съели…

- Говорят, что пост – это время для твоего маленького личного подвига. Благословите ли вы того, кто решит поститься сразу по монашескому уставу?

- Того, кто только начинает подвиг пощения, наверное, нет. Все должно идти постепенно, иначе себя можно просто сломать. Еще более неразумно требовать его от прихожан, особенно, если священник не делает этого сам. Я, например, пощусь так, как меня научили в детстве, в моей семье. Как постилась, например, моя бабушка. Ем то, чем меня всегда кормили в пост.

Еще более недопустимо требовать это от пожилых или, наоборот, молодых: студентов и школьников. Особенно, если вспомнить, какие у них сегодня нагрузки. Хорошо уже то, что человек решил поститься. Даже, если вначале он позволяет себе какие-то послабления. Надо его обязательно поддержать! Пусть начнет, как может, а в следующий раз, возможно, попробует затянуть поясок потуже.

А что касается маленького личного подвига… Он ведь бывает разным. Например, можно потрудиться для своей духовной жизни чуть больше, чем обычно. Ведь в будни  нам, загруженным работой, не всегда удается часто открывать Священное Писание, святоотеческую литературу. А в пост можно было бы взять за правило читать хотя бы по одной главе в день. И это был бы ваш личный подвиг...

- Бывают люди, у которых и так насыщенная церковная жизнь: и на исповедь они ходят регулярно, и на службах бывают чуть не каждый день. Тогда что пост для них?

- Как раз те, кто так живет, никогда об этом не скажут. Еще и посетуют: «Ой, во мне столько плохого! Я такой грешник...»  Есть у нас женщины, которые приходят на богослужение ежедневно. И не потому, что им дома заняться нечем. А потому что без Церкви, без храма они не представляют свою жизнь.

Вот смотришь на нее и думаешь: ну, куда же ей больше подвига?

А когда послушаешь ее исповедь, начинаешь понимать: а ведь перед тобой настоящая подвижница! Это у нее учиться и учиться, это на ее примере поститься и поститься. Потому что даже ты, священнослужитель, порой не всегда в состоянии наложить на себя такой же пост, как она.

Так что, наверное, их пост - вдохновение для остальных. Есть у кого учиться!  

И это - хорошо.

 

Елена ВОРОБЬЕВА.